https://youtu.be/Hc8gmEtwiaw
Советское образование
-
- Сообщения: 691
- Зарегистрирован: 29 авг 2019, 07:55
- Репутация: 89
-
- Сообщения: 691
- Зарегистрирован: 29 авг 2019, 07:55
- Репутация: 89
Re: Советское образование
Привожу вырезку из одного советского методического сборника 1950 года. Это о том, чем занималась советская школа. Устрашающие слова о социализме и коммунизме были мной заменены на более удобно воспринимаемый сегодня лад.
В противовес, буржуазная власть совершенно не заинтересована в образованных гражданах, способных к критическому мышлению, об этом и говорит хорошо известный... К сожалению комик
Советская школа призвана готовить активных и сознательных строителей общества будущего.
Все, даже частные вопросы обучения и воспитания в нашей школе, следует рассматривать и решать в свете воспитательно образовательных целей ее, с тем чтобы все элементы педагогического процесса в полной мере служили достижению этих целей, способствовали воспитанию качеств советского человека.
Это относится к методике всех разделов школьной работы, в том числе к методике решения задач, которая должна быть приведена в полное соответствие с целями нашей школы.
Дореволюционная методика видела значение решения арифметических задач в развитии логического мышления учащихся. Это ни в малейшей степени не отрицается нами. Умозаключения, которые приходится делать ученику в процессе решения задач, суждения, которые требуются от него на каждом шагу, содействуют развитию его логического мышления, способствуют развитию его речи, прививая ему уменье коротко, точно и ясно выражать свои мысли.
Мы считаем, однако, что в нашей школе значение арифметических задач как средства умственного развития детей этим не исчерпывается. Хотя речь идет о начальной школе, все же необходимо — в той мере, в какой это позволяет умственное развитие детей, — вести преподавание так, чтобы оно способствовало развитию диалектико-материалистического мышления.
Прежде всего необходимо в доступной форме доводить до сознания детей, что задачи отражают реальную жизнь, что решение задач необходимо для жизни, для практики. Это должно достигаться путем возможно более тесной связи содержания задач с окружающей жизнью, с современностью, путем доведения до сознания детей жизненного смысла, жизненного применения решаемых задач.
Далее, при решении задач необходимо выяснять доступные детскому пониманию связи и отношения, существующие между величинами, о которых идет речь в задачах, по возможности всесторонне рассматривать каждый вид задач, выяснять связи и отношения, существующие между различными видами их, развитие каждого вида задач от менее сложных к более сложным формам.
Советская методика по-новому понимает значение арифметических задач не только для умственного, но и для нравственного развития детей. Как показывает опыт лучших учителей, решение задач может при правильной постановке обучения содействовать прогрессивному воспитанию детей, прививать им целеустремленность, настойчивость в достижении цели, закалять их волю, прививать им любовь к труду и умение трудиться, развивать в них самостоятельность, способствовать развитию их творческих способностей.
Цель советской школы — воспитывать подрастающее поколение в духе прогрессивного общества будущего, в духе беззаветной любви к Родине. В преподавании арифметики достижению этой цели могут служить задачи, отражающие наши достижения в области прогрессивного строительства (промышленности, сельского хозяйства, культуры). Решение таких задач должно проводиться так, чтобы оно содействовало уточнению знаний детей о наших достижениях в области прогрессивного строительства, будило в них гордость за наши успехи, стремление стать полезными гражданами нашей страны, будило в них горячую любовь к Родине.
Решение арифметической задачи сводится к достижению определенной цели. При правильной постановке обучения, когда уделяется должное внимание осознанию детьми поставленной цели, когда соответствующим образом мобилизуется их активность для достижения этой цели, решение задач может оказать благотворное влияние на развитие целеустремленности, настойчивости, воли учащихся. В этой области важное значение, в частности, имеет правильный подбор заданий (самих задач и форм их решения), так, чтобы они были посильны для детей, но в то же время требовали преодоления определенных затруднений. Следует помнить, что лишь тогда учащиеся приобретут умение преодолевать препятствия, если им будут представляться случаи встречать затруднения в работе и преодолевать их. Подбор таких заданий имеет важное значение и для повышения эффективности обучения, так как эти задания будят у учащихся желание преодолевать препятствия.
Любовь к труду и уменье трудиться — весьма важные качества, которые наша школа должна воспитывать в подрастающем поколении. При обучении решению задач следует настойчиво добиваться, чтобы учащиеся добросовестно, точно и аккуратно выполняли задания. Необходимо учить их рационально работать: в определенном порядке и в то же время экономно располагать свои записи, проверять каждый шаг своей работы, исправлять каждую допущенную ошибку и т. п. Следует воспитывать в учениках уменье работать самостоятельно и в то же время прививать им навыки коллективной работы. Решение задач может способствовать развитию инициативы, творчества учащихся, если поощрять изыскивание ими новых способов решения, составление ими своих задач.
При всей своей специфичности арифметические задачи имеют нечто общее с реальными задачами, какие приходится решать в жизни, в различных областях науки и практики. Черты и качества поведения, которые прививаются детям в процессе решения арифметических задач, могут поэтому оказаться полезными для подготовки их к жизни.
При правильной постановке обучения решению задач может, таким образом, сыграть большую роль в достижении воспитательно-образовательных целей нашей школы.
Коллективными усилиями учителей и методистов необходимо добиваться, чтобы решение задач с максимальной успешностью выполняло роль, которую оно должно играть в системе обучения.
Источник: Г.Б. Поляк "Обучение решению задач в начальной школе" 1950 год. Глава 1. Воспитательно-образовательное значение решения задач в советской школе.Все, даже частные вопросы обучения и воспитания в нашей школе, следует рассматривать и решать в свете воспитательно образовательных целей ее, с тем чтобы все элементы педагогического процесса в полной мере служили достижению этих целей, способствовали воспитанию качеств советского человека.
Это относится к методике всех разделов школьной работы, в том числе к методике решения задач, которая должна быть приведена в полное соответствие с целями нашей школы.
Дореволюционная методика видела значение решения арифметических задач в развитии логического мышления учащихся. Это ни в малейшей степени не отрицается нами. Умозаключения, которые приходится делать ученику в процессе решения задач, суждения, которые требуются от него на каждом шагу, содействуют развитию его логического мышления, способствуют развитию его речи, прививая ему уменье коротко, точно и ясно выражать свои мысли.
Мы считаем, однако, что в нашей школе значение арифметических задач как средства умственного развития детей этим не исчерпывается. Хотя речь идет о начальной школе, все же необходимо — в той мере, в какой это позволяет умственное развитие детей, — вести преподавание так, чтобы оно способствовало развитию диалектико-материалистического мышления.
Прежде всего необходимо в доступной форме доводить до сознания детей, что задачи отражают реальную жизнь, что решение задач необходимо для жизни, для практики. Это должно достигаться путем возможно более тесной связи содержания задач с окружающей жизнью, с современностью, путем доведения до сознания детей жизненного смысла, жизненного применения решаемых задач.
Далее, при решении задач необходимо выяснять доступные детскому пониманию связи и отношения, существующие между величинами, о которых идет речь в задачах, по возможности всесторонне рассматривать каждый вид задач, выяснять связи и отношения, существующие между различными видами их, развитие каждого вида задач от менее сложных к более сложным формам.
Советская методика по-новому понимает значение арифметических задач не только для умственного, но и для нравственного развития детей. Как показывает опыт лучших учителей, решение задач может при правильной постановке обучения содействовать прогрессивному воспитанию детей, прививать им целеустремленность, настойчивость в достижении цели, закалять их волю, прививать им любовь к труду и умение трудиться, развивать в них самостоятельность, способствовать развитию их творческих способностей.
Цель советской школы — воспитывать подрастающее поколение в духе прогрессивного общества будущего, в духе беззаветной любви к Родине. В преподавании арифметики достижению этой цели могут служить задачи, отражающие наши достижения в области прогрессивного строительства (промышленности, сельского хозяйства, культуры). Решение таких задач должно проводиться так, чтобы оно содействовало уточнению знаний детей о наших достижениях в области прогрессивного строительства, будило в них гордость за наши успехи, стремление стать полезными гражданами нашей страны, будило в них горячую любовь к Родине.
Решение арифметической задачи сводится к достижению определенной цели. При правильной постановке обучения, когда уделяется должное внимание осознанию детьми поставленной цели, когда соответствующим образом мобилизуется их активность для достижения этой цели, решение задач может оказать благотворное влияние на развитие целеустремленности, настойчивости, воли учащихся. В этой области важное значение, в частности, имеет правильный подбор заданий (самих задач и форм их решения), так, чтобы они были посильны для детей, но в то же время требовали преодоления определенных затруднений. Следует помнить, что лишь тогда учащиеся приобретут умение преодолевать препятствия, если им будут представляться случаи встречать затруднения в работе и преодолевать их. Подбор таких заданий имеет важное значение и для повышения эффективности обучения, так как эти задания будят у учащихся желание преодолевать препятствия.
Любовь к труду и уменье трудиться — весьма важные качества, которые наша школа должна воспитывать в подрастающем поколении. При обучении решению задач следует настойчиво добиваться, чтобы учащиеся добросовестно, точно и аккуратно выполняли задания. Необходимо учить их рационально работать: в определенном порядке и в то же время экономно располагать свои записи, проверять каждый шаг своей работы, исправлять каждую допущенную ошибку и т. п. Следует воспитывать в учениках уменье работать самостоятельно и в то же время прививать им навыки коллективной работы. Решение задач может способствовать развитию инициативы, творчества учащихся, если поощрять изыскивание ими новых способов решения, составление ими своих задач.
При всей своей специфичности арифметические задачи имеют нечто общее с реальными задачами, какие приходится решать в жизни, в различных областях науки и практики. Черты и качества поведения, которые прививаются детям в процессе решения арифметических задач, могут поэтому оказаться полезными для подготовки их к жизни.
При правильной постановке обучения решению задач может, таким образом, сыграть большую роль в достижении воспитательно-образовательных целей нашей школы.
Коллективными усилиями учителей и методистов необходимо добиваться, чтобы решение задач с максимальной успешностью выполняло роль, которую оно должно играть в системе обучения.
В противовес, буржуазная власть совершенно не заинтересована в образованных гражданах, способных к критическому мышлению, об этом и говорит хорошо известный... К сожалению комик